Как художники дурачили, дурачат и будут дурачить нас.)


Художники жульничали, подделывали, копировали и заимствовали идеи своих успешных коллег всегда. Но на поток жульничество было поставлено в эпоху Ренессанса. В те времена нравы были жестокими, и если конкурента в СССР могли исключить из Союза художников или лишить возможности выставляться на публике, то где-нибудь в Италии могли и попросту задушить или прирезать. Собственно, и Ренессанс, во многом, возник благодаря жульничеству.

В документальном фильме ВВС "Дэвид Хокни : Секретное знание", британский художник повествует об исследовании феномена Ренессанса. Из учебников истории следует, что расцвет искусств и изобразительного искусства стал следствием религиозной "оттепели". Сравнив картины художников эпох Средневековья и Возрождения, даже неискушенный зритель увидит качественный скачек техники и мастерства и поразительную реалистичность в работах многих известных художников того времени.

Разгадка этого феномена появилась после ксерокопирования некоторых рисунков мастеров прошлого в большем масштабе. Так возникла гипотеза об использовании художниками специальных устройств для проецирования изображений. Изучив репродукции многих известных картин, Хокни предположил, что причиной повального улучшения качества рисунков и картин на рубеже 14-15 веков была "оптическая" живопись. Зеркала, примитивные линзы и свечи стали для многих художников секретными "подмастрьями", позволяющими конкурировать за заказы именитых персон и добиваться благосостояния.

Одна из многочисленных иллюстраций гипотезы Девида Хокни - картина фламандского живописца эпохи раннего возрождения Ян Ван Эйка "Портрет четы Арнольфини". В ней изобилие сверх-реалистичных деталей и сложных предметов, переданных с потрясающей достоверностью. На картине есть зеркало, а вогнутые зеркала способны проецировать изображения. И Хокни воссоздал весь процесс воспроизведения картины с помощью зеркала. А также описал процесс создания составных произведений: когда предметы и люди проецировались и рисовались по-одному. Но так как камера обскура была еще далека от совершенства, возникали оптические деффекты, которые художники механически переносили на полотна.

Итак, и в прошлом, и сейчас художники экспериментируют и используют новые технологии для создания произведений. Многие из реалистических картин пишут с фотографий. Предшественница фото и киноискусства, камера обскура служила мастерам прошлого и позволяла "вводить в заблуждение" неискушенных покупателей, которых художники попросту "надували", держа в секрете "рецепты" мастерства. 

В детстве я любил переводить яркие картинки, прикрыв их неплотной бумагой. Нечто похожее делали и художники, выдавая сверх-достоверные картины за результаты своего таланта. Кто знает, возможно это и погубило реализм, когда молодые и голодные будущие импрессионисты, авангардисты и представители других направлений, отринув искусственную реальность, ринулись в пучину новых, не скомпрометированных средств выразительности?







 По материалам http://sci-humor.blogspot.com/, обозревал Влад Роенко, арт-блогер 

Комментариев нет:

Отправить комментарий